“Mercedes-Benz G 500 Guard” защищает хозяина На примере бронированного немецкого внедорожника мы познакомились с тем, что прозаично называется “высшей степенью спецзащиты”. БРОНИРОВАННЫЕ, или, как чаще выражаются люди, имеющие профессиональный допуск к этой теме, “оснащенные спецзащитой” автомобили стоят особняком в модельных рядах. Создание их –процесс совершенно отдельный. Например, в компании “Mercedes-Benz”, которая оснащает спецзащитой свои автомобили с 1928 года, существует особое научно-производственное подразделение “Guard”. Один из его руководящих сотрудников, Маркус Наст, узнав, что мы собираемся протестировать бронированный “Гелендеваген”, решил лично познакомить нас с этим автомобилем. Главное – неприметность “ГЕЛЕНДЕВАГЕН” – один из тех автомобилей, что неплохо поддаются бронировке, и за это бронировщики его любят. Его “квадратная” архитектура облегчает работы по оснащению спецзащитой. Взять хотя бы стекла. Их закругленность – вечная проблема: как ни изгаляйся, при утолщении они начинают сильно искажать по краям, а G-класса это никоим образом не касается, поскольку у него все стекла прямые. Сижу в “G 500 Guard”, смотрю на мир через толстенный многослойный бронестеклопакет, и мир все так же прекрасен... А вот опустить стекла в этой машине невозможно. И не только потому, что для движения таких стекол понадобились бы отдельные гидроприводы, а это еще больше утяжелило и утолстило бы и без того массивные двери (бронирование добавляет каждой двери полторы сотни килограммов). Тут важен и психологический аспект: замечено, что никто так не пренебрегает элементарными правилами безопасности, как... сами охраняемые персоны. Увы, известны случаи, когда на секундочку приоткрытое окно служило нежданным подарком снайперу... Стекла не опускаются. Это сделано, чтобы не утяжелять и без того массивную конструкцию (броня добавляет каждой двери 150 кг массы) и не облегчать работу снайперу. Под правой рукой водителя – пульт управления системой пожаротушения. В емкостях багажного отделения спрятаны баллоны систем пожаротушения и принудительной подачи в салон чистого воздуха. На простреленных колесах можно гарантированно проехать 30 км со скоростью 60 км/ч. Вообще машина сделана так, чтобы не выделяться среди себе подобных. “Неприметность – лучшая защита”, как говорят бронировщики. Нужно иметь наметанный глаз, чтобы отличить “G 500 Guard” от обычного “Гелика”. Вот разве что с тыла зайти, тогда задача упрощается. Может возникнуть мысль: а почему тут не одна большая задняя дверь, а две симметрично-распашные? Но пока мыслитель догадается, что так, наверное, избавились от совершенно неподъемной “плиты”, заменив ее на пару просто тяжелых (догадка правильная), машины, глядишь, и след простыл... Кстати, белый окрас нашего броневика – тоже своего рода защита. Типа маскировки. Не потому, что именно белый. Главное – не черный. Подавляющее большинство важных лиц, нуждающихся в бронезащите, ездят в черных машинах, чем себя демаскируют. А “нечерная” воспринимается как просто машина частного лица. Сидя внутри “броневагена”, не чувствуешь себя в чем-либо ущемленным. Здесь нет ощущения склепа. Чуть теснее, чем в обычном “Гелендевагене”, но на этом как-то не зацикливаешься. Больше обращаешь внимание на тишину – это действительно что-то особенное. Оглянувшись назад, замечаешь, что задних боковых окон (тех, что по бокам багажного отделения) нет. Точнее, их проемы наглухо закрыты броней, а снаружи они выглядят как обычные тонированные окна. В остальном – машина как машина, имеющая все, что ей приличествует иметь согласно классу. Высокая степень Маркус Наст, шеф подразделения “Guard” по маркетингу, коммуникациям и водительскому тренингу, лично познакомил нас с “Mercedes-Benz G 500 Guard”. После чего увез машину на международный форум “Технологии безопасности-2012” – ТАК ЛИ уж необходимо компании “Mercedes-Benz” самой заниматься бронированием автомобилей? – спрашиваю я Маркуса Наста. – Нельзя ли отдать их в руки специализированных фирм? – Этот вопрос решен еще в двадцатых годах прошлого века, – отвечает Наст. – И решен настолько жестко, что любой дооснащенный спецзащитой где-то на стороне “Мерседес” перестает быть “Мерседесом” – закон даже обязывает доработчика снять с машины нашу эмблему. Слишком велика разница между врожденной защитой и приобретенной на стороне. – Что вы имеете в виду под “врожденной защитой”? – Мы не навешиваем броню на уже готовый автомобиль. Защитные элементы интегрируются в конструкцию еще неокрашенного кузова на отдельном этапе его постройки. Защита “жилой” бронекапсулы получается всеобъемлющей. Она полноценно обеспечивается даже в самых уязвимых местах – на всевозможных стыках, в замках, в зазорах... Кроме того, такой подход позволяет заранее подготовить и кузов, и подвеску, и тормоза, и все электронные системы к новой массе автомобиля. А она весьма нешуточная – вот этот наш “G 500 Guard”, например, к своим штатным 2.300 кг при бронировании получил 2.100 кг дополнительного веса. – Да, управлять такой махиной – не то что обычным внедорожником. Привычка нужна... – Совершенно верно. Ничего сверхъестественного нет, но определенные навыки необходимы. Мы их даем пользователям на специальных курсах. Приучаем к весу. Наша справка. Под капотом “G 500 Guard” трудится штатный атмосферный мотор “5.5 V8”, выдающий 388 “лошадей” мощности и 530 Нм крутящего момента, в сочетании с семиступенчатым “автоматом”. С ним машина может развивать максимальную скорость 160 км/ч. Остальные ТТХ закрыты грифом “секретно”. – А что собой представляет эта броня? – Про конкретику “химии” даже не спрашивайте, не скажу – это совершенно секретная информация. Отмечу лишь, что применяется броневая сталь в сочетании с арамидом и другими высокопрочными материалами. Где-то защита “держит удар” жестко, где-то деформируется, но не рвется, а где-то рвется, но тут же сама “залечивается”... – В смысле? – Топливный бак, например. Снизу он прикрыт бронезащитой, но, если все-таки его пробивает, входное и выходное пулевые отверстия сами затягиваются особым полимером. Вместо одной большой задней двери – две распашные. – А если прострелены шины? – На колесные ободы надеты не только шины, но и – под ними – специальные цельнорезиновые подушки. При полностью спущенных шинах можно гарантированно проехать 30 км со скоростью 60 км/ч. – Чем, кроме брони, еще защищен салон? – Системами пожаротушения и принудительной подачи чистого воздуха. Баллоны – в багажнике. В случае газовой атаки в салоне создается повышенное давление. Клапаны забора воздуха извне при этом закрываются. – А почему нет бронезащиты у мотора и других агрегатов? – О, это было бы слишком тяжело – в прямом смысле. Да и не нужно – ведь охотятся за человеком, а не за мотором... – Кто принимает решение о годности спецзащиты? – Высший авторитет в этой области – Стрелковый институт в немецком Ульме. Там испытывают и сертифицируют машины со спецзащитой. Жгут “коктейлем Молотова”, взрывают гранатами, обстреливают из винтовок пулями калибра 7,62 мм с мягким и жестким сердечниками с дистанции десять метров... Раньше палили под фиксированными углами – 30, 45 и 90 градусов, а начиная с 2009 года углы обстрела выбирают произвольно, чтобы усложнить нам жизнь... – И что мы имеем в “сухом остатке”, по мнению этого института? – Имеем высшую из всех возможных степеней спецзащиты –VR7. Этим все сказано. Сергей СОРОКИН, фото Алексея БАРАШКОВА http://klaxon.ru/archivepaper/StatNum.php?ELEMENT_ID=7061