История путешествия запасного колеса по автомобилю

Тема в разделе "Статьи", создана пользователем NewsMaker, 30 окт 2016.

  1. NewsMaker

    NewsMaker Administrator

    Регистрация:
    28 янв 2013
    Сообщения:
    3,417
    Симпатии:
    1
    Пол:
    Мужской
    Где только не побывало запасное колесо с развитием автомобиля. Вспоминаем, от каких компоновочных решений в итоге пришлось отказаться и где прижилась современная запаска.

    Первое время существования автомобилей вопрос с запасным колесом не стоял в принципе. Ведь поначалу шины были или сплошными резиновыми, или их не было вовсе. Колеса могли быть полностью стальными или деревянными. Понятное дело, что замена если и требовалась, то очень редко. Но вскоре автомобили стали обуваться в пневматические шины, повредить которые было легче простого. Ровных и твердых дорог на заре автомобильной цивилизации было мало. А острых камней и всякого мусора под колесами предостаточно. Потому в начале века с собой возили по две… запасные шины. Да, именно шины. Ведь колеса по-прежнему были несъемными, по крайней мере в полевых условиях. Крепили запаски обычно по правому борту, рядом с водителем. Тогда руль у всех автомобилей был еще справа, а правой двери не было в принципе. Ведь с этой стороны располагались рычаги трансмиссии и тормоза.

    [​IMG]
    Cadillac Model 30 1910 года. На правом борту отчетливо видны две запасные шины. Водителю они не мешают, ибо правой двери все равно нет.

    [​IMG]
    Роскошный родстер Mercedes 680S с типичным для тех лет расположением запаски за передним крылом. У таких автомобилей запасное колесо было неотъемлемой частью всего образа.

    [​IMG]
    Еще один представитель автомобильной аристократии — Rolls-Royce Phantom II 1930 года. Запасное колесо пристроилось на задней части и прикрыто защитным колпаком. Чтобы осадки и солнечные лучи не портили шину.

    [​IMG]
    Оригинальное решение расположения запасных колес на экспериментальном ГАЗ-21 (не путать с Волгой). Запаски установили по двум бортам кузова в задней части.

    [​IMG]
    Большими оригиналами по части запасного колеса стали инженеры Horch. У модели 901 запасные колеса установлены по бортам на подшипниках и могут вращаться. Таким образом, при преодолении серьезного бездорожья у автомобиля появлялась дополнительная опора.

    [​IMG]
    У Suzuki Jimny первого поколения запаска обосновалась за передними сиденьями. Сделано это для того, чтобы длина автомобиля уложилась в три метра и можно было избавиться от дополнительных налогов на длину.


    [​IMG]
    На опытном вседорожнике Москвич 2150 запасное колесо устроилось на правом борту над задним крылом. Решение оригинальное. Правда, в серию автомобиль так и не пошел.

    [​IMG]
    Многие владельцы Volkswagen T2 вешали запасное колесо на передок микроавтобуса. Двигатель стоит сзади, и охлаждению такое решение не помешает.

    [​IMG]
    Интересно запаска располагалась в Волге с кузовом универсал (ГАЗ 24-02 и дальнейшие модификации). Запасное колесо лежало в специальной нише под полом багажника и для доступа к нему имелся дополнительный люк. При этом пол в багажнике был абсолютно ровным.

    С развитием автомобиля менялось и запасное колесо. Колеса стали съемными, а запаска уже представляла собой колесо, сбортированное с шиной. Поначалу запасному колесу отвели место на задней части автомобиля. Но уже в 20-х годах стали появляться автомобили с кофром для багажа. И в этом случае запасное колесо отправлялась на борт за передним крылом. У кого-то справа, у кого-то по левой стороне. Время шло, и в конце 30-х годов стали появляться модели с интегрированным багажником, а не отдельным «сундуком». Туда стали отправлять и запаску. Сначала она просто лежала, занимая полезный объем. К 60-м годам, когда объем багажника начал неуклонно расти, а диаметр колес, напротив, уменьшаться, запасное колесо частенько располагали вертикально у стенки багажника. Но через некоторое время запаска вновь стала мешать, занимая место в багажнике. Тогда появились специальные ниши для запасного колеса под полом багажника. Там в большинстве случаев она лежит до сих пор.

    [​IMG]
    Долгое время запасное колесо у Ленд Роверов (на фото Land Rover Series III 1971 года) лежало на капоте. Учитывая высокую посадку и такую же линию лобового стекла, обзору оно почти не мешало.

    [​IMG]
    У нашей Нивы ВАЗ-2121 запасное колесо отправили под капот. Там оно лежит и сегодня.

    [​IMG]
    В длительных ралли-марафонах одним запасным колесом сыт не будешь. Поэтому дополнительные колеса нередко отправлялись на крышу. Как на этом Peugeot 405 T16 для супермарафона Париж — Дакар 1988 года.

    [​IMG]
    До сих пор у некоторых кроссоверов и вседорожников запасное колесо висит на пятой двери. Как, например, у Ford EcoSport.

    [​IMG]
    У некоторых автомобилей, чьи запасные колеса находятся под полом багажника, доступ к ним есть только снизу. На фото — переднеприводный Renault Kaptur. Интересно, что у полноприводного Kaptur запаска (точнее докатка) лежит уже непосредственно в багажнике, в отведенной для нее нише.

    [​IMG]
    Сейчас все чаще вместо полноценного запасного колеса в багажнике лежит лишь узенькая докатка. На фото — запаска Audi A4 пятого поколения.

    [​IMG]
    Использование шин с технологией Runflat позволило компания BMW отказаться от запасного колеса даже в виде докатки. В подполье «трешки» BMW места для нее нет в принципе.

    Но разместить пятое колесо в багажнике удавалось не всегда. С ростом числа компактных автомобилей вновь возник вопрос о месте для запаски. Иногда ее отправляли под капот. Такие решения встречались и у нас (Ока, Нива, Таврия). На вседорожниках запаска нередко вешалась на дверь багажника. Причем и сегодня встречаются модели с запасным колесом на пятой (или третьей) двери. В последние лет пятнадцать полноценное запасное колесо нередко уступает место докатке. Причина во все той же экономии места в багажнике. Ну а с появлением шин Runflat, не боящихся прокола, необходимость в запаске и вовсе отпала. И некоторые производители, например BMW, не предусматривают для нее места в принципе. И все же риск повредить шину на дороге, а тем более у нас в стране, велик до сих пор. Потому в ближайшие десятилетия мы вряд ли откажемся от запасного колеса.

    О том, как именно кочевала по автомобилю запаска, в каких закоулках кузова ей удалось побывать за последние сто лет, можно узнать из нашей фотоподборки.

    Автор: Александр Виноградов

    http://www.zr.ru/content/articles/903860-kuda-polozhit-zapasku-istoriya/#
     

    Вложения:

Поделиться этой страницей